Для тех, кто намерен заняться бизнесом или организовать работу некоммерческой организации, в том числе заниматься продажей товаров через Интернет, важно продумать, каким образом будет обеспечено правильное хранение и использование персональных данных работников и клиентов. Существуют требования, четко прописанные в ФЗ-152 и других нормативно-правовых актах, но многое остается на усмотрение руководителя компании или предпринимателя. Во втором случае законом прописана необходимость достижения определенного результата, например, предупреждения несанкционированного доступа к физическим и электронным носителям, но как этого достигнуть, придется решать самостоятельно.
Определить порядок хранения персональных данных в организации на начальном этапе функционировании организации требуется по нескольким причинам:
- за игнорирование правил в отношении ПДн сотрудников и заказчиков положены внушительные штрафы;
- при многократных нарушениях возникает вероятность потери клиентов и партнеров, а также несения не только административной, но и уголовной ответственностей;
- не будет возникать трудностей при прохождении проверок контролирующими структурами;
- удастся приобрести репутацию надежного партнера и работодателя;
- грамотно организованные обработка, хранение и использование персональных данных позволяют сократить время и трудозатраты отдела кадров, то есть можно будет не держать большой штат специалистов;
- снизится вероятность получения вызовов с суд по делам о неправомерном получении либо применении конфиденциальной информации граждан;
- не будет накапливаться ненужная документация;
- процесс поиска нужной информации о сотрудниках будет требовать минимальных усилий.
Какие сведения в организации относятся к ПДн?
Определение понятия «персональные данные» изложено в ФЗ-152 от 27 июня 2006, согласно которому это любые сведения, напрямую или косвенно касающиеся гражданина. Более конкретным является определение, предоставляемое Роскомнадзором, в соответствии с которым к ПДн относится информация, позволяющая произвести идентификацию личности без дополнительных уточнений: Ф.И.О., мобильный номер, серия и номер паспорта, биометрика, СНИЛС, пароли к аккаунтам, ИНН и т.д. Отдельно прописываются операции, которые можно с ней осуществлять. Сведения можно собирать, синхронизировать, обновлять, копировать, передавать, извлекать, удалять, обезличивать, блокировать, использовать и уничтожать.
Все фирмы и учреждения, которые нанимают подрядчиков, формируют штат сотрудников или предлагают клиентам заключить договор на предоставление услуг, а также владельцы сайтов с формами обратной связи являются операторами ПДн. Каждому из них предстоит разобраться, где и как правильно должны храниться персональные данные сотрудников, клиентов и партнеров. С целью минимизации или исключения ошибочных действий, следует сориентироваться в законодательных требованиях, подобрать оптимальный вариант сохранения сведений (на бумажных либо на электронных носителях), определиться с количеством сотрудников в штате и направлением деятельности, а затем приступать к непосредственным действиям по обеспечению защиты конфиденциальной информации. Будьте готовы к тому, что на разработку как технических мер информационной безопасности ПДн, так и приведение бизнес-процессов компании в соответствие с положениями ФЗ-152 придется выделить дополнительные финансовые ресурсы и время.
Хранение персональных данных работников
Работодатель несет ответственность за информацию, которую получает от нанимаемого персонала, причем это касается всех категорий сведений, начиная от семейного положения и образования, заканчивая адресом проживания и прошлыми местами трудоустройства. В список документов, содержащих ПДн, за которые отвечает руководство компании, входят:
- удостоверяющий личность документ — гражданский, заграничный паспорт или паспорт моряка;
- трудовая книжка, кроме ситуаций, когда речь идет о первом трудоустройстве;
- полис государственного пенсионного страхования;
- военный билет;
- дипломы и свидетельства о получении того или иного образования, повышении квалификации;
- разрешения на выполнение узкоспециализированных (в том числе опасных) видов работ;
- идентификационный код налогоплательщика.
Для принятия на работу будущий сотрудник должен предоставить документы в бумажном либо электронном виде в установленной законом форме. Обязательным является заполнение формы Т-2, где предстоит указать общие сведения и информацию о приеме на ту или иную должность. В будущем именно в личную карточку вносят пометки о смене департамента или специализации, повышении или понижении в должности, прохождении аттестации, повышении квалификационного уровня, переподготовке, наградах и социальных гарантиях. Дополнительно прописывается контактный телефонный номер и место проживания (формальное и фактическое).
Организация учета и хранения персональных данных в соответствии с законодательными нормативами — зона ответственности работодателя, которому предстоит:
- выбрать место для размещения документов;
- назначить лиц, которые будут нести ответственность за сохранность носителей информации;
- установить режим доступа и круг людей, которые будут иметь право работать с ПДн;
- принять профилактические меры от кражи и передачи конфиденциальных сведений третьим лицам;
- получить письменное согласие на использование личной информации от каждого сотрудника;
- выдать локальные документы, регулирующие операции с ПДн, и позаботиться о том, чтобы их содержание было донесено до персонала.
Естественно, часть вопросов можно переложить на плечи подчиненных, но вот подписывать внутренние положения, приказы и т.д. должен именно руководитель, и ему необходимо четко понимать, как устроен процесс обеспечения безопасности ПДн.
Основные правила хранения и использования персональных данных оператором
В зависимости от сферы деятельности, масштабов организации и других факторов система обработки личной информации может существенно отличаться. Часть компаний предпочитает «по старинке» использовать бумажные носители, другие переходят в полностью электронный формат работы, хотя чаще всего наблюдается комбинированный вариант. ФЗ-152 и правительственными постановлениями предусмотрены общие условия хранения персональных данных в организации, которых должны придерживаться все:
- Сохранение любых ПДн осуществляется в течение срока, который прописывается в соглашении либо необходим для достижения целей использования сведений.
- Когда исчезает потребность либо достигается цель обработки, информацию нужно обезличить или уничтожить, если иного не предусматривают другие федеральные законы или подзаконные акты.
- Любые действия в отношении ПДн не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ, Конституции и другим ФЗ.
- Полученные через электронные или иные источники сведения о сотруднике не могут быть основанием для принятия начальством фирмы решений, которые затрагивают интересы владельца ПДн.
- Для защиты личной информации работодатель должен использовать собственные финансовые и прочие ресурсы.
- В случае неправомерных действий со стороны фирмы работник имеет право подать судебный иск, где кроме компенсации (материальной и моральной) потребовать уничтожения ПДн из электронной базы либо с физических носителей.
- Порядок обработки, хранения и использования персональных данных работников закрепляется в специальном положении и предусматривает проверку достоверности, предоставленной гражданином информации.
- Каждый штатный и внештатный специалист должен получить разъяснения о собственных правах и расписаться в документе, который это подтверждает.
- Передавая ПДн, работодатель обязан получить письменное разрешение на осуществляемые действия, кроме ситуаций, когда речь идет о здоровье и жизни гражданина.
- Запрещено использовать личные данные для маркетинговых целей без согласия работника.
- Все, кто имеет доступ к персональным данным работников, должны знать об ограничениях их обработки и необходимости соблюдения правил их хранения.
- Нельзя запрашивать сведения о состоянии здоровья, если эта информации не влияет на способность человека справляться со своими профессиональными обязанностями.
- Личные дела и другие ПДн персонала, как правило, хранят в кадровом департаменте в виде бумажных документов (папок с файлами) или на флеш-накопителях, в электронных БД.
- Если сведения получены не напрямую от гражданина, то его нужно проинформировать об источнике информации, целях обработки, предполагаемых пользователях и его правах, обеспечиваемых федеральным законом о ПДн.
- Доступ к персональным данным должен быть только у представителей отдела кадров, бухгалтерии, службы безопасности предприятия и гендиректора, также частичные права на использование могут быть предоставлены тем, кто работает в секретариате, для выполнения определенных текущих задач.
Инструкция, как организовать хранение и использование персональных данных
И в ФЗ-152, и в ТК РФ четко прописано, что за безопасность личных сведений несет ответственность руководитель организации, которому для выполнения всех правил необходимо:
- разработать и выдать внутренний документ, определяющий ключевые аспекты, связанные со сбором, обработкой и хранением конфиденциальной информации о персонале. Каждый работник после выдачи локального акта должен будет с ним ознакомиться под расписку;
- составить и утвердить перечень обрабатываемых в организации ПДн, в том числе тех, которые передаются в Пенсионный Фонд, службы статистики, трудовую инспекцию и налоговые органы;
- определиться и официально назначить ответственных за операции с ПДн и защиту сведений, идентифицирующих личность;
- позаботиться о подготовке заявлений о согласии на обработку персональной информации, журналов учета и проверок — это необходимо на случай неожиданных или плановых проверок со стороны Роскомнадзора, ФСБ или ФСТЭК;
- выбрать место, где будут храниться персональные данные сотрудников, зафиксированные на бумажных носителях, и подписать соответствующий приказ. Наиболее ценные бумаги помещаются, как правило, в сейф либо запирающийся шкаф, которые опечатываются, причем личные дела и трудовые книжки положено хранить отдельно друг от друга.
После исполнения всех требований, предъявляемых к операторам ПДн, необходимо осуществлять контроль над соблюдением прописанных в локальных актах правил, а также отслеживать изменения в нормативно-правовой базе. Для того чтобы поддерживать процесс обработки ПДн в организации в соответствие действующим требованиям необходимо периодически проводить независимый аудит, что позволит своевременно выявлять и устранять ошибки и несоответствия в документах, тем самым гарантируя сохранность и защиту персональных данных сотрудников и клиентов.