Знание законодательной базы для того, кто намерен осуществлять обработку ПДн в рамках своей деятельности, является обязательным, и главным нормативно-правовым актом является Федеральный Закон № 152, принятый в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения владельцев личной информации и тех, кто использует эти сведения для коммерческих и иных целей. Детальный анализ ФЗ позволит разобраться, кто признается оператором персональных данных, какие у него права и обязанности, может ли быть обработчиком поручитель, какие требования предъявляются к тем, кто собирает, хранит, копирует, распространяет, уничтожает и блокирует сведения. Особого внимания заслуживает вопрос необходимости исполнения закона о ПДн в полном объеме, например, в отдельных случаях нет необходимости отправлять уведомление Роскомнадзору об осуществлении обработки информации.
Кто является оператором персональных данных в соответствии с ФЗ-152?
В статье 3 четко прописано, что статус оператора ПДн имеют все, кто сами либо с помощью уполномоченных лиц обрабатывают персональные данные, предварительно установив их состав, цели и список выполняемых действий. Под данную категорию попадают как юридические, так и физические лица, а также муниципальные органы и государственные структуры. Фактически это все без исключения компании, реализующие товары или услуги.
В действующем законодательстве РФ указаны организации, которым не нужно дополнительно информировать Роскомнадзор о проведении операций с ПДн. К ним относятся фирмы и ИП, которые получают и используют личные сведения субъектов:
- на основании положений ТК России (каждый работодатель — это оператор);
- после заключения соответствующего договора для исполнения его условий;
- в рамках деятельности религиозного или общественного сообщества, но только в том случае, если они не будут передавать ПДн третьим лицам;
- входящие в состав государственных информационных систем (ГИС);
- в неавтоматизированных системах с соблюдением установленных требований ФЗ и других подзаконных актов;
- в ситуациях, когда требуется защита интересов и обеспечения безопасности общества и граждан, в том числе при оказании услуг связи, междугородных и международных перевозок и т.п.
Кроме того, оператор личных данных не должен сообщать в компетентный орган, если обрабатывает исключительно Ф.И.О. гражданина, сведения для выдачи однократных пропусков и ПДн, которые имеют общедоступный характер. Если ваша деятельность не относится ни к одной из перечисленных категорий, то уведомление посылать необходимо, причем сразу после этого вы будете включены в реестр. Каждый человек может в любое время зайти на официальный ресурс Роскомнадзора и узнать наименование и другие сведения об операторе персональных данных. Если в перечне информации нет, это может значить, что фирма или ИП не подали уведомление, соответственно, нарушили закон либо совершают операции, для которых не требуется его предоставлять.
Проконсультироваться, нужно ли в вашем случае контактировать с проверяющей организацией, можно в нашем специализированном центре. Опытные эксперты по защите ПДн изучат ситуацию и дадут конкретные рекомендации по поводу правового урегулирования деятельности согласно ФЗ-152.
Независимо от того, в какой сфере работает компания, насколько большой штат сотрудников и объем обрабатываемой личной информации, в обязательном порядке необходима разработка Политики обработки ПДн и прочей внутренней документации, определяющей порядок совершения всех операций. Для тех, кто ведет бизнес онлайн, предусмотрено требование опубликовать основные документы на сайте. При отсутствии неограниченного доступа к Политике можно получить штраф в пределах от 3 до 30 тысяч рублей, в дополнение к этому организация автоматически попадает в реестр нарушителей, что негативно скажется на деловой репутации.
Права и обязанности оператора персональных данных
Занимаясь обработкой ПДн, предприниматель или фирма должны четко придерживаться законодательных нормативов. Например, есть возможность осуществлять с полученными сведениями такие операции, как:
- копирование;
- сбор, анализ и сохранение;
- изменение, дополнение, обновление;
- распространение;
- использование;
- систематизация и накопление;
- обезличивание;
- блокировка, уничтожение, удаление.
Но при этом установлены ограничения относительно продолжительности хранения и способа применения. Запрещено продолжать обрабатывать ПДн после достижения изначально поставленных целей и сроков.
Что касается требований к операторам персональных данных, то основными среди них являются:
- Отправка уведомления о начале проведения действий с ПДн сотрудников, клиентов с обязательным указанием адреса, Ф.И.О./названия организации, субъектов и типов обрабатываемых сведений, правового обоснования деятельности, списка операций, предпринятых мер обеспечения безопасности. Также нужно сообщить дату начала работ с ПДн, сроки и условия её завершения, наличие трансграничной передачи информации (передачи на территорию иностранного государства).
- Обеспечение защиты ПДн от несанкционированного доступа. На предприятии должен быть сотрудник, ответственный за внедрение и контроль операций, а также разработаны и интегрированы организационные и технические меры защиты. Для внедрения мер обеспечения безопасности требуется составить достаточной большой список локальных документов, начиная от должностных инструкций, заканчивая моделью актуальных угроз ПДн.
- Конфиденциальность информации. Операторы должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы к ней имели доступ только уполномоченные лица, не происходило утечек, и не было случаев передачи ПДн третьей стороне без предварительного получения письменного согласия.
- Использование локальных ИСПДн — имеется ввиду необходимость хранения и обработки на российских серверах при сборе ПДн. При этом возможность дальнейшей трансграничной передачи не запрещена.
- Прекращение операций после истечения предусмотренного срока или достижения изначально установленных условий обработки. Кроме того, ФЗ-152 позволяет каждому субъекту написать заявление с просьбой отозвать согласие на использование его ПДн, после чего у фирмы или ИП есть 30 дней на исполнение данного требования, если конечно же нет законных оснований для продолжения обработки его ПДн.
Что проверяет Роскомнадзор?
Регулярные проверки ведомства — мощный стимул для организаций не нарушать положения ФЗ-152. Главное, на что обращают внимание представители госструктуры:
- наличие письменного согласия субъектов в случае их необходимости;
- присутствие локальной документации, регулирующей взаимоотношения между оператором и владельцем ПДн, а также их соблюдение;
- своевременное уведомление о начале обработки;
- поставленные цели и длительность хранения информации;
- применяемые меры защиты, налаженная система ограничения доступа;
- сервера, на которые помещаются сведения для систематизации и хранения.
Естественно, если в прошлом оператор персональных данных совершал нарушения, но его будут инспектировать особенно тщательно, так что есть смысл изначально привести деятельность в сфере ПДн в соответствие в требованиями ФЗ-152.
Делегирование обработки ПДн
Осуществлять обработку самостоятельно необязательно — можно поручить организацию обработки и защиту информации специалистам. Это может быть сервис-провайдер либо иное лицо (например, наш Центр безопасности данных), которое возьмет на себя обеспечение технической части согласно условиям подписанного договора и нормативам российского законодательства. Юридическое право выполнять действия с ПДн закрепляется в поручении, где отдельным пунктом прописана необходимость обеспечения безопасности и конфиденциальности обрабатываемых данных граждан.
Чем грозит разглашение личной информации граждан?
Закон предусматривает различные виды ответственности за несоблюдение оператором требований ФЗ-152 в отношении операций с ПДн, а именно:
- замечание, выговор и увольнение сотрудника, допустившего разглашение конфиденциальной информации;
- взыскание суммы ущерба с работника-нарушителя;
- возмещение морального вреда субъекту персональных данных в результате гражданских исков;
- наложение административного штрафа, размер которого может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела (от 15 тысяч до 18 миллионов рублей);
- и другие виды ответственности, вплоть до уголовной для руководителя при значительных нарушениях, повлекших за собой серьезные последствия для субъекта.