12 лет защищаем компании от рисков
info@data-sec.ru
+7 800 350-11-52
+7 495 108-71-52
Заказать звонок
Центр безопасности данных
Услуги и решения
  • Персональные данные
  • Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
  • Конфиденциальная информация
  • General Data Protection Regulation (GDPR)
  • Защищенные приложения
  • Средства защиты информации
  • Консалтинг и обучение
Каталог СЗИ
  • Защита серверов и рабочих станций
    Защита серверов и рабочих станций
    • Защита информации от НСД
    • Средства доверенной загрузки
  • Сетевая безопасность
    Сетевая безопасность
    • Межсетевое экранирование
Информация
  • Ликбез по персональным данным
  • Штрафы за нарушения
  • Статьи и публикации
  • Вопросы и ответы
  • Новости о ПДн
  • Законодательство
Компания
  • О компании
  • История
  • Лицензии и сертификаты
  • Клиенты
  • Партнеры
  • Вакансии
Контакты
    Услуги по приведению в соответствие требованиям закона о персональных данных
    Центр безопасности данных
    Услуги и решения
    • Персональные данные
    • Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
    • Конфиденциальная информация
    • General Data Protection Regulation (GDPR)
    • Защищенные приложения
    • Средства защиты информации
    • Консалтинг и обучение
    Каталог СЗИ
    • Защита серверов и рабочих станций
      Защита серверов и рабочих станций
      • Защита информации от НСД
      • Средства доверенной загрузки
    • Сетевая безопасность
      Сетевая безопасность
      • Межсетевое экранирование
    Информация
    • Ликбез по персональным данным
    • Штрафы за нарушения
    • Статьи и публикации
    • Вопросы и ответы
    • Новости о ПДн
    • Законодательство
    Компания
    • О компании
    • История
    • Лицензии и сертификаты
    • Клиенты
    • Партнеры
    • Вакансии
    Контакты
      Центр безопасности данных
      Телефоны
      +7 800 350-11-52
      +7 495 108-71-52
      Заказать звонок
      • Услуги и решения
        • Назад
        • Услуги и решения
        • Персональные данные
        • Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
        • Конфиденциальная информация
        • General Data Protection Regulation (GDPR)
        • Защищенные приложения
        • Средства защиты информации
        • Консалтинг и обучение
      • Каталог СЗИ
        • Назад
        • Каталог СЗИ
        • Защита серверов и рабочих станций
          • Назад
          • Защита серверов и рабочих станций
          • Защита информации от НСД
          • Средства доверенной загрузки
        • Сетевая безопасность
          • Назад
          • Сетевая безопасность
          • Межсетевое экранирование
      • Информация
        • Назад
        • Информация
        • Ликбез по персональным данным
        • Штрафы за нарушения
        • Статьи и публикации
        • Вопросы и ответы
        • Новости о ПДн
        • Законодательство
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • История
        • Лицензии и сертификаты
        • Клиенты
        • Партнеры
        • Вакансии
      • Контакты
      • +7 800 350-11-52
        • Назад
        • Телефоны
        • +7 800 350-11-52
        • +7 495 108-71-52
        • Заказать звонок
      info@data-sec.ru
      info@data-sec.ru
      • Главная
      • Статьи и публикации
      • Закон 187-ФЗ о безопасности КИИ

      Закон 187-ФЗ о безопасности КИИ

      Закон 187-ФЗ о безопасности КИИ
      Тщательный анализ нормативно-правовой базы в области обеспечения защиты критической информационной инфраструктуры страны очень важен, поскольку требования постоянно меняются, а ответственность за их нарушение постоянно возрастает

      Тщательный анализ нормативно-правовой базы необходим как на этапе создания компании, так и в процессе деятельности, поскольку требования постоянно меняются, а ответственность за их нарушение постоянно возрастает. Отдельным направлением работы органов законодательной и исполнительной власти является обеспечение защиты критической информационной инфраструктуры страны. Для предупреждения, оперативного реагирования и ликвидации последствий кибератак на системы, задействованные в ключевых для государства и граждан сферах, был разработан Федеральный закон № 187. В нем прописаны ключевые моменты, касающиеся профилактики цифровых угроз, обязательств организаций по подержанию ИБ, а также механизма контроля исполнения установленных правил.

      ФЗ о КИИ является не единственным документом, на который необходимо опираться при выстраивании системы безопасности на предприятии — также нужно учитывать приказы ФСТЭК, ФСБ, Минцифры, Банка России, правительственные постановления.

      187-ФЗ: кратко о создании и структуре

      Ценность информации, которую используют предприниматели, компании и особенно государственные органы, постоянно растет, соответственно, увеличивается количество компьютерных атак на ИС, а последствия утраты контроля над данными часто оказываются критичными. На определенном этапе стала очевидной необходимость формирования централизованного подхода к обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры. Результатом работы чиновников над усовершенствованием законодательной базы стал ФЗ-187 о защите КИИ от 26 июля 2017 года, вступивший в силу с первого января следующего года. Документ включает 15 статей и определяет:

      • кто подпадает под действие закона;
      • расшифровку используемых понятий;
      • нормативно-правовые аспекты взаимоотношений участников в сфере ИБ ОКИИ;
      • главные принципы поддержания высокого уровня защищенности информации;
      • особенности запуска и функционирования ГосСОПКА и порядка подключения к системе субъектов;
      • распределение обязанностей и полномочий компетентных органов в области ИБ;
      • порядок и требования к категорированию;
      • формирование Реестра ЗОКИИ;
      • предусмотренные законом права и обязанности владельцев ИС, АСУ и ИТКС;
      • специфику разработки, запуска и настройки системы безопасности ЗОКИИ;
      • регулярность и процессуальные тонкости проверок контролирующих органов;
      • виды ответственности за неисполнение требований ФЗ-187, приказов ФСТЭК и ФСБ.

      Чтобы построить результативный механизм противодействия хакерским атакам и избежать внимания со стороны контролирующих госструктур, недостаточно просто прочитать основной закон и подзаконные акты. Важно понять, как их применять на практике, а для этого нужно сориентироваться в терминологии.

      Особого внимания заслуживают объекты КИИ, к которым могут относиться как ИСПДн и другие ИС, так и информационно-телекоммуникационные сети, а также АСУ, включая системы, задействованные в технологических процессах. Кроме того, следует различать между собой цифровые инциденты и атаки: в первом случае происходит сбой или остановка работы ОКИИ, а второй термин обозначает совокупность целенаправленных действий для нарушения функциональности IT-элементов.

      Кто подпадает под действие Федерального закона о безопасности критической информационной инфраструктуры?

      На первый взгляд, трактовка понятия субъекта КИИ в ФЗ-187 очень четкая — это государственный орган, юридическое лицо либо ИП, в чьем распоряжении на легальных основаниях (договор аренды, оформленное право собственности и т.д.) находятся объекты критической инфраструктуры, а также те фирмы и предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие ИТКС, АСУ и ИС в сфере:

      • здравоохранения и науки;
      • химической, атомной, горнодобывающей, ракетной, металлургической, топливной, энергетической или оборонной промышленности;
      • транспортного обеспечения и связи;
      • банковской деятельности и других финансовых услуг.

      К сожалению, однозначно определить, относится ли фирма к числу субъектов и должна ли исполнять многочисленные требования к СЗИ и коммуникации с НКЦКИ, бывает проблематично. Фактически для этого нужно провести как минимум подготовку к категорированию, а именно — выделить те процессы, которые потенциально могут стать причиной негативных последствий (финансовых, социальных, экологических, политических) для населения и в целом РФ. Без опыта, досконального знания нормативно-правовой базы и понимания, как исполнять правила построения системы ИБ на предприятии, справиться с этой задачей сложно. Чтобы не совершить ошибки и за короткий промежуток времени наладить бизнес-процессы, стоит привлечь профессионалов, а точнее — доверить категорирование сотрудникам нашего проверенного центра. Как лицензиат ФСТЭК, мы имеем право проводить весь спектр работ по аудиту, построению и обслуживанию системы защиты данных.

      Что должен сделать субъект КИИ согласно ФЗ-187?

      Список обязанностей, предусмотренных законодательством для владельцев или координаторов ИС, АСУ и ИТКС критически важных отраслей достаточной большой. Основные действия, которые предстоит осуществить:

      1. Создание комиссии для проведения категорирования.
      2. Составление перечня объектов критической инфраструктуры и утверждение его отраслевым регулятором.
      3. Установление значимости ОКИИ, выделение категорий ЗОКИИ с учетом требований, прописанных в правительственном постановлении № 127.
      4. Информирование ФСТЭК о результатах процедуры.
      5. Поддержание достаточно высокого уровня ИБ, передача сведений в НКЦКИ об инцидентах, расследование кибератак и принятие мер по оптимизации системы защиты.

      Уникальность ФЗ о КИИ

      Если сравнивать с нормативно-правовыми актами в области ИБ, которые принимались ранее, закон № 187 имеет ряд важных особенностей:

      • переход от оборонительной позиции к наступательной — если прежде акцент делался на устранении последствий, то теперь государство устанавливает требование активно противодействовать кибератакам, сообщать об инцидентах и взаимодействовать с НКЦКИ;
      • возложение на организации, ИП и госорганы, попадающие под действие ФЗ о критической инфраструктуре, обязанности предоставлять доступ к элементам ИТ-системы уполномоченным сотрудникам ФСТЭК во время запланированных проверок или расследований;
      • повышенное внимание не только к профилактике внешних угроз, но и к устранению уязвимостей в процессе повседневного функционирования системы;
      • инициация внепланового аудита со стороны отраслевого регулятора при наличии подозрений на несоблюдение правил эксплуатации АСУ, ИС или ИТКС;
      • комплексный подход — вступивший в силу в 2018 году документ ориентирован на защиту не только используемых субъектами данных, но и применяемого оборудования. Хотя в реальности сотрудники ФСТЭК чаще концентрируются на контроле сохранности и целостности сведений и поддержке безопасности каналов передачи, чем на оценку работы «железа».

      Ключевые моменты, прописанные в законе о КИИ

      Детальный анализ основного ФЗ, касающегося объектов критической ИТ-инфраструктуры, требует немало времени и знания юридических тонкостей, но есть нюансы, о которых нужно знать каждому субъекту:

      1. В отношении сетей связи общественного использования закон действует в рамках ФЗ-126 от 07.07.2003.
      2. Безопасность КИИ обеспечивается на основе трех принципов: соблюдение нормативно-правовой базы, максимальный акцент на предупреждение действий злоумышленников, непрерывная и всесторонняя защита элементов ИТ-инфраструктуры.
      3. Для поиска, профилактики и нейтрализации цифровых угроз создан специальный комплекс (ГосСОПКА) и НКЦКИ. Также за ИБ отвечают территориальные подразделения и сотрудники ФСТЭК, представители СБ предприятий, ИП и органов власти, владеющих или координирующих работу КИИ.
      4. В качестве средств борьбы с хакерами могут использоваться специальные программы, устройства, криптографические СЗИ.
      5. ГосСОПКА осуществляет сбор информации об инцидентах, разработку эффективных защитных мер, а также обеспечивает взаимодействие участников системы.
      6. Полномочия по исполнению закона разделяются между Президентом РФ, Правительством и отраслевым регулятором.
      7. Неотъемлемым этапом приведения деятельности в соответствие с ФЗ-187 о критической информационной инфраструктуре является категорирование. Процедуру проводят с учетом политической, экономической, экологической, общественной и оборонной значимости ОКИИ, выделяя три категории — от данного параметра зависят требования по интеграции тех или иных мер защиты.
      8. После окончания категорирования субъекту КИИ необходимо уведомить о результатах регулирующий орган, даже если ни одному из объектов не была присвоена категория. Максимальный срок выполнения данного требования — 10 дней после подписания акта. Дальше ФСТЭК в течение 30 суток проводит проверку и заносит значимые КИИ в общий реестр с обязательным сообщением о выполненном действии (уведомление должно быть подано не позднее, чем через 10 дней после передачи данных). Если будут выявлены ошибки, то сведения в письменной форме возвращаются с официальным обоснованием. На доработку дается 10 суток, после чего подавать информацию регулятору можно повторно.
      9. В реестре содержатся данные о наименовании субъекта и ЗОКИИ, детализации механизма взаимодействия объекта с сетями электросвязи, а также об ответственных за эксплуатацию лицах на предприятии, присвоенной категории значимости, применяемом программном обеспечении и защитных мероприятиях. Если ОКИИ перестает соответствовать условиям К1, К2 или К3, то есть перестает быть значимым, запись в реестре удаляют.
      10. Помимо обязанностей ИП и компании, арендующие, владеющие или обеспечивающие взаимодействие КИИ, имеют право на получение от ФСТЭК квалифицированной помощи для поддержания высокого уровня защиты данных. ФЗ-187 о безопасности критической инфраструктуры предусматривает также возможность выбора подходящего по техническим и эксплуатационным характеристикам ПО для ИБ, его внедрение в бизнес-процессы и индивидуальную настройку.
      11. Чтобы минимизировать риск несанкционированного удаления, изменения или другого использования данных, компаниям нужно создать эффективную систему безопасности, гарантировать её бесперебойную работу и синхронизацию с НКЦКИ.
      12. Для оценки надежности системы ИБ отраслевой регулятор может инициировать проверку. В плановом режиме процедура проходит, когда истекает трехлетний срок со дня занесения данных в Реестр ЗОКИИ либо от даты прошлой проверки. Внепланово представители ФСТЭК могут потребовать доступ к ИТ-инфраструктуре если:
        • не были устранены выявленные нарушения;
        • произошел компьютерный инцидент;
        • поступил соответствующий приказ от уполномоченного в сфере КИИ.
      Последние законодательные нововведения в сфере обеспечения безопасности КИИ предусматривают не только административную, но и уголовную ответственность за несоблюдение требований ФЗ-187 и приказов ФСТЭК.

      Реализация ФЗ о безопасности критической информационной инфраструктуры РФ

      Принятие Федерального закона, регулирующего ключевые аспекты борьбы с хакерскими атаками на ОКИИ, стало важным событием для Российской Федерации. Однако недостаточно лишь сформировать нормативно-правовую базу. Чтобы произошли радикальные изменения, необходимо:

      • стимулировать участников;
      • обеспечить быструю координацию действий субъектов и регулятора;
      • подготовить методические рекомендации (инструкции, требования и т.д.);
      • обучить специалистов по ИБ;
      • позаботиться о финансовой и технической поддержке.

      По многим из перечисленных направлений уже удалось добиться успеха, но с реализацией ФЗ-187 все равно возникают трудности.

      Проблемы с исполнением законодательных требований

      По мнению экспертов больше всего трудностей с выполнением законодательных правил возникает из-за:

      • отсутствия единого органа, который бы нес ответственность за реализацию закона о КИИ (сейчас за исполнение разных аспектов отвечают ФСБ, ФСТЭ, НКЦКИ, Центробанк и Минцифры);
      • недостаточно высокой квалификации работников территориальных подразделений ФСТЭК;
      • недоработанных методических рекомендаций, где нечетко определяются ключевые термины, не учтены последние изменения основной законодательной базы;
      • минимального выбора средств защиты отечественного производства — предложений много, но меньше половины разрабатываемого софта не отвечает требованиям отраслевых регуляторов;
      • слишком медленного или недостаточно тщательного обнаружения уязвимых мест в ИС, АСУ и ИТКС.

      План действий для предприятий

      Принимая во внимание разноплановые требования к субъектам ОКИИ, а также множество нюансов (как технических, так и организационных) по обеспечению ИБ, при запуске бизнеса разумнее довериться экспертам. Объем работы, сроки и стоимость могут варьироваться, но в обязательном порядке нужно будет:

      1. Убедиться в том, что ваш бизнес попадает под действие ФЗ о безопасности критической информационной инфраструктуры. Для этого следует составить список АСУ, ИТКС, ИС с указанием конкретной области их функционирования.
      2. Провести категорирование в установленном законом порядке, выделив ЗОКИИ и разделив их на категории.
      3. Передать сведения в ФСТЭК, дождаться окончания проверки и получения уведомления о внесении ОКИИ в реестр.
      4. Подготовить регламент передачи сведений в ФСБ и подключится в ИТ-инфраструктуре НКЦКИ.
      5. Создать и утвердить план борьбы с хакерскими атаками и нейтрализации последствий компьютерных инцидентов.
      6. Подготовить, согласовать и интегрировать систему безопасности ЗОКИИ в организации.
      7. Сделать так, чтобы эксплуатации объекта критической инфраструктуры была безопасной.

      Теги
      КИИ 187-ФЗ

      Наши услуги
      Обеспечение безопасности КИИ
      Обеспечение безопасности КИИ
      Услуги по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона №187-ФЗ
      Категорирование объектов КИИ
      Категорирование объектов КИИ
      Услуги по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
      • Комментарии
      Загрузка комментариев...

      Добавляя комментарий вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой и принимаете условия Оферты


      Назад к списку Следующая статья
      • Ликбез по персональным данным
      • Штрафы за нарушения
      • Статьи и публикации
      • Вопросы и ответы
      • Новости о ПДн
      • Законодательство
      Категории
      • Взломы и утечки2
      • Видеонаблюдение7
      • Защита информации13
      • КИИ2
      • Персональные данные3
      • Физическая охрана2
      • Другое6
      Это интересно
      • На кого возлагается ответственность на объектах КИИ
        На кого возлагается ответственность на объектах КИИ
      Облако тегов
      187-ФЗ антивирус видеонаблюдение защита информации информационная безопасность КИИ обучение охрана персональные данные угрозы утечка
      Приведение в соответствие 152-ФЗ
      Всегда рядом
      Всегда рядом Оказываем услуги дистанционно на всей территории России
      Цены сбалансированы
      Цены сбалансированы Индивидуальный подход при формировании стоимости работ
      Привлекательные сроки
      Привлекательные сроки Приведение обработки ПДн в соответствие 152-ФЗ – от 10 рабочих дней
      Огромный опыт
      Огромный опыт На рынке защиты персональных данных с 2011 года
      Компания
      О компании
      История
      Лицензии и сертификаты
      Клиенты
      Партнеры
      Вакансии
      Контактная информация
      Услуги
      Персональные данные
      Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
      Конфиденциальная информация
      General Data Protection Regulation (GDPR)
      Защищенные приложения
      Средства защиты информации
      Консалтинг и обучение
      Стоимость услуг
      Информация
      Ликбез по персональным данным
      Штрафы за нарушения
      Статьи и публикации
      Вопросы и ответы
      Новости о ПДн
      Законодательство
      Карта сайта
      Мессенджеры для связи:
      Наши контакты:

      +7 800 350-11-52
      +7 495 108-71-52
      Пн - Пт: с 8:00 до 17:00
      info@data-sec.ru
      Пользовательское соглашение  ⋅  Политика обработки персональных данных  ⋅  Заявление о конфиденциальности  ⋅  Файлы «Cookie»  ⋅  Правила копирования материалов  ⋅  Письмо директору
      © 2011–2023 Центр безопасности данных

      О файлах «Cookie» и метрических системах

      Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения и индивидуальной настройки предоставления информации. Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов «Cookie» и данных метрических систем.

      Подробнее